О цели рождения свыше и ожидании Творца, об определяющей всю жизнь человека индивидуальной воле Творца, о главном инструменте ее исполнения – различении голоса Духа Святого, а также о том, как быть послушным Господу каждый день, рассказал библейский учитель Олег Ремез.

интервью с п Олегом1. До рассмотрения основной темы конференции «Божественные встречи» вы, закладывая основание для последующего материала, говорили о цели рождения свыше и ожидании Творца? Так какова же цель рождения свыше? И что ожидает Творец от возрожденного духа человека?

Сам ответ на этот вопрос находится в слове «Творец». И это не случайное слово, которое я стал активно упоминать. Я получил задание от Духа Божьего насаждать это слово, системно и целенаправленно вкладывать его в умы людей, чтобы преломление при чтении Писания, в молитве всегда шло через слово «Творец».

Как донести до творения, что план Творца первичен? Только одним способом: донести, что есть Творец, а человек – творение. Это слово ключевое как в чтении Библии и молитвенной жизни, так и ко всему, что связано с ожиданием Творца.

Потому что Творец от Своего творения никогда не ожидает ничего вразрез с тем, для чего Он его сотворил. Это во многом облегчает процесс. Это говорит о том, что придумывать ненужно, искать тоже, производить впечатление так же.

Творец заинтересован больше Своего творения, чтобы оно выполняло Его задачу. Но Бог есть любовь, и Он не лишает человека права выбора, что во многом является причиной того, что творение стало говорить Творцу, что ему лучше.

2. Что вы вкладываете в термин индивидуальная Божья воля?

Это важный момент, потому что мы настолько привыкли к общественному мнению, общественному взгляду, к общественной жизни, что фактор индивидуальности был стерт. К тому же мы еще в такой системе жили…

А Творец никогда не рассматривает послушание Ему исходя из общего взгляда. Послушание всегда индивидуально. Поэтому понятие «индивидуальная воля Божья» фактически бросает вызов каждому человеку узнать свою миссию. Не «нашу» миссию, потому что Церковь делает определенную общую миссию и это очень хорошо, но общая работа никогда не отменяет индивидуальную. Но так как случилось, что мы много уделили внимания общей работе, то получилось, что вопрос послушания свели к общей работе. То есть, «если вы являетесь частью церкви, то…» — таким образом рассматривается послушание. На самом же деле все это является вспомогательным для того, для чего каждый пришел на эту землю.

Поэтому понятие «индивидуальная воля Божья» я отношу к словам «предназначение», «призвание», «миссия», «талант». Все это одно и то же. Это так же относится к тому, что Творец ожидает от каждого творения лично.

То есть индивидуальная воля Божья – это то, для чего вы пришли на эту землю, это то, что от вас ожидает Творец, то, в чем вы уже благословлены, обеспечены, помазаны, это то, в чем Бог с вами, а в другом – нет. Это вызов, я согласен. Но по-другому никак.

3. На ваш взгляд, как библейского учителя, как в Теле Христа привить понимание, что человек родился свыше, чтобы занять свое место, определенное Богом, исполнить свою миссию, призвание, предназначение?

Это хороший вопрос, потому что он для меня был основным в свое время. Я понимал, что это послание имеет большое значение. Но с другой стороны, изучая земную жизнь Иисуса, я видел, что Он никогда не навязывал то, для чего пришел. Он не кричал, не говорил: «ребята, это самое важное, что для вас только есть». Да, есть вещи, которые Он говорит жестко. Но с другой стороны, Он всегда оставлял основную часть донесения истины до людей за Духом Божьим.

Поэтому я прекрасно понимаю, что даже при том, что это важное послание, но если Дух Божий не откроет уши слышать и глаза видеть, то любые мои попытки, например, через медиа доносить все равно не увенчаются успехом. Поэтому моя часть – это делать то, что Он говорит мне делать, и терпеливо ожидать, что Он будет открывать глаза и уши людям, Он будет прилеплять людей, которые в результате станут теми, через кого все пойдет дальше, как Иисусу Бог дал двенадцать учеников, а через них распространялось дальше. Поэтому я обрел покой в этом.

Я понимаю, что при всей важности того, что я говорю, не мне решать, как это будет распространяться. Это все находится в вопросе индивидуальной воли Божьей: Творец решает, как и через кого распространять.

Поэтому я даже не думаю о том, как это донести, я просто делаю то, что приходит от Него и как можно лучше, а сколько людей увидят и услышат, не думаю об этом. Раньше это меня волновало, сейчас – нет.

4. В исполнении индивидуальной воли Божьей ключевым является различение Божьего голоса. Насколько это доступно рожденным свыше?

Основная причина такого вопроса, я верю, даже не в том, что различение Божьего голоса недоступно, а в том, что к этому никогда не стремились… хотя это тоже парадокс. Мы хотим быть послушными или хотим боговодительства, но эту часть чаще всего доверяем тем людям, которые стоят за кафедрой. Конечно, они приняли эту часть вынуждено, поэтому в какой-то мере они больше этим заняты. Хотя с другой стороны так непроизвольно возникает культ личности, который чаще всего создает множество проблем, потому что люди начинают доверяться человеку, который может ошибаться. И когда он ошибается, люди претыкаются. В результате они создают платформу для преткновения.

Различение же голоса Духа Святого не то, чтобы исключает такую вероятность, но помогает каждому рожденному свыше работать напрямую с Богом.

Глубоко осознаю, что есть часть пастора, есть часть любого, стоящего за кафедрой, но успех, жизнь базируется не на том, кто стоит за кафедрой, а на Том, с Кем общаешься ты.

На сегодняшний день отсутствие стремления к различению голоса Духа Святого привело к тому, что мы имеем раненных, огорченных, тех, кто побежали вперед, тех, кто остались позади. Мы имеем тех, кто остыли и тех, кто вообще исчезли. Это все есть результат того, что с Тем, Кто разговаривает, и Он же обозначил важность разговора, мало кто общается, потому что передали эту миссию стоящему за кафедрой. Как в свое время народ Израиля сказал Моисею, мол, лучше ты говори с нами вместо Бога. Это очень неправильно. И я считаю, что различение голоса Духа Святого не предложение для рассмотрения, но требование, которое по разным причинам требованием не рассматривают, так как считают, что это что-то сверхъестественное.

Но когда я разговариваю даже с вами, например, я не считаю, что это сверхъестественно, это нормально. Но чтобы этот диалог как-то выстраивался, должны быть какие-то шаги каждой из сторон. Творец уже хочет общаться, потому что понимает важность этого, то есть Его упрашивать не надо, нужно просто к этому стремиться.

Да, у нас есть опыт не слушать Бога или слушать кого-то другого, но как заменить один опыт другим, если не начать к этому стремиться? Это нелегко, но с другой стороны – это требование Нового Завета.

5. Просто многие люди говорят о том, что они не слышат голос Духа Святого. Возможно, причина в том, что они разочаровались или не хотят слышать…?

В самом материале о различении голоса Духа Святого я доношу до людей, что они, по мнению Духа Святого, не могут Его не слышать. Но уже существующий опыт слушать кого-то другого, существующий опыт внимать органам чувств создают такой эффект, что человек якобы не слышит голос Божий. Он не слышит его в своем уме, а ум и не предназначен для этого. Он не слышит голос Божий своими ушами, в этом нет необходимости.

Но Его голос не может не звучать в духе рожденного свыше, так как его тело названо храмом. Место общения сейчас происходит в духе человека. Для нерожденного свыше – не слышать голос Божий – его наследие, для рожденного же свыше наследие – слышать голос Бога.

Отсутствие последовательных знаний и приобретения опыта в слышании Божьего голоса привели к тому, что проще этого не делать и не учиться, чем начать делать и делать это с опаской: а вдруг не получится, а вдруг я не тот голос услышу? Вообще, состояние опаски – это то хроническое состояние, которое сопровождало и сопровождает любые движения в Теле Христа. Всегда есть опаска. Сначала делают что-то с опаской, что-то не получается, люди претыкаются, а потом со временем системные знания и последовательность приобретения опыта первыми людьми, а потом вдруг – раз и работает. Поэтому в большей степени отношу это к недостатку должного опыта и к недостатку количества людей, которые действительно в этом достигли результата.

6. С чего вы посоветуете начать различение Божьего голоса или как быть послушным Господу на личном уровне?

В первую очередь я бы порекомендовал прослушать материал о различении голоса Духа Святого. Потому что начать с того, что, мол, идите в молитвенную комнату и там что-то по ходу получите, этого опыта хватает у всех. Только кто там и кого услышит…? Поэтому я порекомендовал бы прослушать эти материалы.

Лучше, конечно, поехать на «Божественные встречи», общаться с людьми, которые этого жаждут, проводить время в молитве…это лучший вариант. Но учитывая, что придется ждать следующего года, я бы порекомендовал прослушать курс «Различение голоса Духа Святого» и начать совершать первые свои шаги, пусть неуверенные, но первые.

Возможно, когда вы слышите, то у вас возникает вопрос: если это так легко, то почему не все слышат? А потому что слово «все» не относится ко всем. На сегодняшний день единицы стремятся, а в большинстве случаев стремятся потому, что уже проблемы дожали. Хотя, я считаю, что различение Божьего голоса – это основы послушания или та платформа, на которой послушание Господу реально реализовать. Поэтому это доступно всем, нужно начать делать первые системные последовательные шаги, которые лучше осуществлять на основании уже имеющихся системных знаний.

7. Если индивидуальная воля Божья определяет устройство жизни человека, ее наполнение, окружение человека, то, получается, множество нужд может быть восполнено через послушание Господу на личном уровне? Расскажите подробнее об этом.

Слово «нужды» — удивительное по своему содержанию. Даже при том, что в Библии есть не один стих, где прямым текстом говорится, что Творец знает, в чем мы имеем нужду, что птицы не сеют и не жнут и т.п., где Творец берет на Себя обязанность и ответственность заботиться, восприятие этого преломляется через «я знаю, какие у меня есть нужды».

И, как я вначале говорил, что слово «Творец» во многом проливает свет и на этот вопрос. Потому что нужды определяются не тем, что нужно мне, а тем, что важно для меня, чтобы Его воля могла реализоваться. Вот в том я действительно имею нужду. Даже в вопросе «в чем я имею нужду?» я могу позволить своему уму или его содержимому решать либо позволить Творцу определить, в чем я имею нужду.

Тогда вопрос: в каком направлении я буду иметь благословение? Если я сам начну думать, в чем я имею нужду, и начнется подниматься экономическая сторона, место, где я живу, время, в которое я живу. То есть очень много факторов начнут мне кричать о невозможности.

Если же я начну интересоваться у Творца, в чем я имею нужду, то, возможно, многое из того, что я хотел, у меня не будет. Но тогда я пойму, что многое из того, что я хотел, на самом деле это то, что меня бы обременяло, и радость жизни уходила бы. Это было бы захламлением, как написано: красота суетна (Пр.31:30), то есть красота отнимает много внимания, много забот требует…в результате можно так захламить свою жизнь, что каждый день только тем и заниматься, разгребать или загребать что-то.

Поэтому я верю, что со зрелостью каждый рожденный свыше должен приходить к тому, что для того, чтобы иметь определенный покой, радость и свободу, нужно довериться, что Бог знает, в чем я имею нужду.

Нужд не будет меньше, но не нужно иметь все, не нужно знать все, не нужно понимать все… то есть «все» не является ответом. Ответом является то, что Он определил, приготовил. А если еще учесть, что все, что приходит от Него, бесплатно, обычно сюда применяют слово «благодать», то хоть в этом вопросе будет радостная весть, а для кого-то и мотивация.

8. Какие факторы влияют на то, чтобы человек, придя в молитвенную комнату, задал такой вопрос: Господь, что Ты хочешь? Что Ты ожидаешь?

Первый фактор – если послание о различении Божьего голоса будет больше наполнять информационное пространство. Второй фактор – появятся люди, которые будут об этом говорить. И третий фактор, самый нехороший, это, когда люди будут оказываться в горизонтальном положении, и начнут задавать эти вопросы.

Конечно, хотелось бы, чтобы услышали и приняли решение что-то поменять. Не хотелось бы, чтобы горизонтальное положение стало панацеей для ответа: «благо мне, что я пострадал» (Пс.118:71).

Пока на сегодняшний день тенденция горизонтального положения рассматривается как самый лучший вариант, потому что «так до меня дошло». Да, на глупца нужна палка, я согласен, но реанимация, хирургия и т.п. никогда не были местом, где Отец хотел обучать Своих детей. Свинарник или пустыня – это не места для детей Божьих. Как я уже говорил, что если Бог не откроет уши… Я могу просто желать, молиться, но понимаю, что времена и сроки – в Его власти.

9. Какая ответственность Бога и человека в процессе послушания Божьему голосу? Кто и за что отвечает?

Учитывая, что Бог есть любовь, а любовь не причиняет ближнему зла, не ищет своего, то Бог не ищет как ответственность возложить что-то на человека, кроме веры: без веры угодить Богу невозможно (Евр.11:6). Я уверен на сто процентов, что сейчас Бог в большей степени всю ответственность взял на Себя, потому что мы настолько подверглись влиянию мудрости земной, что накладывать на нас какую-то ответственность, неважно о каком служении идет речь, это просто уничтожить сразу.

Я на сто процентов уверен, что милость превозносится над судом, но милость не снимает обязательств. Поэтому есть как бы лимит времени, когда Творец отводит каждому творению время для обращения к Нему за помощью.

Как в свое время в Ветхом Завете народ Израиля не понимал необходимости милости Божьей, пока не был дан закон. Но как только пришел закон, они поняли, что вариантов вообще нет никаких, что они только в милости и нуждаются.

Я, глядя на эту ситуацию, понимаю, что Творец взял на Себя всю ношу и возложил ее на Дух Святой. Поэтому Дух Святой – это именно Тот, Кто не то, чтобы обязан, но Он Сам хочет всю нагрузку невежества, бессилия, немощи взять на Себя. Но Он не может этого сделать, если мы Ему не позволяем. Поэтому все, что требуется от нас, это применить веру к тому, что в нас находится Тот, Кто готов взять на Себя все немощи и понести все невежество.

Но заставить людей не получится. Даже если с кафедры сказать. Возможно, кто-то вначале и захочет, но чтобы этот процесс сохранить, должен быть постоянный диалог. Поэтому хотелось бы, чтобы было больше людей, которые общаясь друг с другом, подталкивали к этому себя и других. А если человек провел час-два в собрании, где к этому подталкивали, а потом вышел и на этом все закончилось, то сохранить этот процесс очень тяжело.

Поэтому Бог взял на Себя всю основную нагрузку, а с нашей стороны – «…по вере, чтобы было по милости» (Рим.4:16) – нужно применять веру. Применение веры тоже требует знаний, но это доступно. Вся нагрузка – на Нем.

10. Вы часто упоминаете в своих учениях о важности получения слова от Господа. Поделитесь, как вы получаете слово от Него.

Раньше, года три назад, если бы вы меня спросили, я бы системно представил шаги. Сейчас это перешло в такую плоскость, что уже нет этих шагов, есть просто внимание, фокус. Если раньше я это практиковал в молитвенной комнате, то сейчас я практикую везде, потому что понимаю, что как раз диалог с Ним – это и есть ходить во свете. Это и есть экономика жизни, это и есть благословение жизни, это и есть быть под кровом Всевышнего и под тенью Всемогущего, это и есть ходить на «злачные пажити».

Нужно ли каждый день получать слово от Господа, чтобы быть на «злачных пажитях»? Нет. Поэтому получение слова от Господа я бы больше отнес к стратегическому моменту, где нужно сверхъестественное Божье вмешательство через господство Иисуса. И в таком случае нужно идти в молитвенную комнату обращаться, просить у Него слово, корректировки, исправления, и если нужно, и обличения. И тогда получать слово для какой-то ситуации.

Поэтому получение слова от Господа – это более целенаправленное действие или инструмент, чем просто диалог. Хотя диалог и выглядит целенаправленным, но все же диалог и слово – это абсолютно разные вещи. Слово от Господа носит стратегический характер, это помощь: «Он послал Свое слово и исцелил их и избавил от могил их» (Пс.106:20)…Это инструмент Господа для Его помощи Его же народу.

Это творческий процесс, когда я прошу Бога: дай мне слово для этой ситуации. То есть мне нужно, чтобы она изменилась. Поэтому я получаю творческое слово, которое изменяет, влияет и саму ситуацию обращает. Это не происходит часто. А вот диалог – это каждый день, слово же от Господа – вмешательство. Потому что у нас уже есть Его обетования. Реально мы можем каждый день, применяя обетования к разным ситуациям, работать с ними. Но есть ситуации, к которым, возможно, и есть какие-то обетования, которые можно применить, но нужно срочно, у нас нет времени окунуться, поститься, молиться…но сейчас. Вот так приходит слово о Господа.

11. В теме о различении голоса Духа Святого вы обращаете внимание на необходимость в этом процессе снизить уровень активности мыслительных процессов. И для этого рекомендуете молитву на иных языках. Как пользоваться этим духовным даром в различении Божьего голоса?

Я делаю ударение в материале о различении голоса Духа Святого, что проблем с умом нет, но есть мудрость земная, душевная, бесовская, которая до рождения свыше системно вкладывалась в нашу голову. Это не отсутствие знаний, это определенная их последовательность о том, как можно существовать и без участия Духа Божьего. Но существование без Духа Божьего – это не существование без никого, это существование под управлением кого-то другого. Человек не суверен, он не может быть не управляемый и не направляемый.

Поэтому существование без Духа Божьего – это существование под влиянием духа смерти. Процессов других нет. Рождение свыше дает покров, защиту, освящение, праведность нашему духу. Но ум остается с определенным порядком ценностей. Его мы называем мудрость земная, душевная, бесовская. Поэтому если не останавливать участие этого порядка в духовных дисциплинах, то он будет вмешиваться.

Поэтому молитва на иных языках – не панацея, но это один из инструментов, который представлен в Библии и помогает снижать активность мыслительных процессов во время молитвы. Есть также пост, это тоже активный инструмент. Есть приятная музыка…

Но этот сверхъестественный инструмент, где Дух Святой помогает нам различать Его голос, нейтрализуя активность, шум нашего ума через центральную нервную систему. Поэтому это очень эффективный инструмент, я понимаю, что могу затронуть деноминационные моменты, но такой инструмент есть, в Библии он представлен. И один из послушных Господу Иисусу, апостол Павел говорит, что «стану молиться духом, стану молиться умом» (1 Кор.14:15). Когда я молюсь духом, мой ум остается без плода (из 1Кор.14:14). Этот инструмент применяем и приносит свой плод.

12. Вы утверждаете, что можно не узнать своего предназначения, но при этом быть послушным Богу каждый день через получение от Него заданий. Как получать задания от Господа?

Я не то, что это утверждаю, но в процессе того, что я нес послание «Призвание» порядка 7-8 лет, я видел, что молитва о призвании занимает очень много времени. Я верю, что тогда Дух Божий открывал мне глаза. Я понимал, что в этом процессе человек находится или в подвешенном состоянии (то ли он послушен, то ли не послушен).

Но быть послушным в течение этого времени нереально, потому что человек еще не слышит голос Божий, он не в призвании…тогда вопрос: где он?

И был такой момент, когда меня вдруг осенило, и я понял, что молиться о призвании хорошо, но лучше быть послушным сегодня, даже не зная своего призвания. И тогда появилась эта мудрость, и я верю, что она от Духа Святого. И в большей степени, как от Утешителя. И утешение пришло именно в этом: можно быть послушным индивидуальной воле Божьей и, не зная своего призвания, каждый день, выполняя те разные задания, которые могут быть самые простые и иногда даже элементарные, но через них открываться для участия Духа Божьего в жизни, что и является самой благоприятной обстановкой для перехода к чему-то большему: от меньшего к большему.

Поэтому, как я был научен, и верю, что это от Духа Божьего, что именно этот вариант наиболее милостивый, когда человек двигается от задания к заданию, не думая о своей миссии: когда он в нее войдет, войдет ли он в нее вообще? Он уже сейчас может быть послушным. А если еще учесть, что миссию или призвание связывают с одним из пяти служений в церкви, а не все хотят быть в одном из этих служений по разным причинам, то это снимает нагрузку, которая в свое время была непроизвольно положена: «Бог хочет, чтобы вы служили». И у человека выбор – одно из пяти служений в церкви… и такой себе пресс опускается на него, выдавливая соки жизни.

А на самом деле каждый рожденный свыше от задания к заданию может ежедневно находиться в послушании. Призовет ли Бог в одно из пяти служений в Церкви? Ему решать. Не призовет, а призовет в какой-то другой вид деятельности, Ему решать, а не нам, кого и куда призывать. Но жить от задания к заданию ежедневно может каждый.

Но опять, смотрите, к чему мы пришли? К диалогу. Потому что, чтобы получить задание, нужно уделить этому время. Или научиться различать и слушать Его везде. Вроде бы простые вещи. Но это предполагает слушать и слышать, а потом еще и выполнять.

13. На «Божественных встречах» вы учите и о том, что Бог не только дает задания, но и готов обеспечить их реализацию. Каким образом это происходит?

Каждое Его задание, в первую очередь, рассчитано на Него, а не на нас. На Него – это значит на Его участие в силе, мудрости, в защите, материальном обеспечении. Бог никогда не дает задания, если Его участия там нет, поэтому и сказано, что не может человек принять ничего, если не будет дано ему с неба (из Ин.3:27).

Поэтому каждое задание это и есть фактически участие Бога в жизни человека. Каждое задание говорит о том, что Он хочет делать через человека. В результате, если я принимаю задание и соглашаюсь с тем, чтобы исполнять его, я начинаю давать Ему свободу действий через себя.

Обеспечение, поверьте, самый примитивный вопрос. Потому что это то, что идет в комплекте к заданию. Не думать об обеспечении легко, если вы знаете, что каждое задание включает в себя обеспечение. Но научиться этому нужно. Поэтому Иисус сказал: не заботьтесь (из Мф.6:25). Хотя и не сказал, что это неважно. Лучше заботьтесь о том, чтобы Он царствовал, а Он царствует посредством Своих заданий, а все остальное идет в комплекте обеспечения этих заданий.

Обеспечение – это важная дисциплина и простая. Чем меньше вы туда пускаете мыслительных процессов, тем легче вам будет принимать обеспечение от Господа. Так как это часть дарования, которая входит в обеспечение заданий. Наверняка, когда я говорю о заданиях, все думают о служении. Нет. Например, для мужа, у которого есть жена и дети, есть их обеспечение. Бог будет через мужа их обеспечивать. То есть обеспечение не связано только со служением, туда входит все. Другое дело, если вы не находитесь в послушании тем заданиям, то как донести обеспечение?…

Спасибо за беседу.

Беседовала Анна Посвята (пресс-центр «Миссии Олега Ремеза»).