О связи смирения, послушания и славы Божьей, работе Духа Святого в жизни человека для исполнения призвания, о хороших и истинно хороших делах, а также о том, что такое качественная молитва, — в интервью с библейским учителем и пастором Олегом Ремезом.
— Олег Александрович, в контексте обучающего курса «Слава», смирение человека является основанием для послушания Богу, и только в этом случае человек способен исполнить призвание, что и будет явлением славы Божьей. Объясните подробнее.
— Апостол Павел в одном из посланий пишет о том, что то, что хочется делать, не делаю. Еще один библейский стих: Иисус в Гефсиманском саду говорит, что «душа Моя теперь возмутилась». Мы видим, что Иисусу не то чтобы не хотелось исполнять волю Отца, но у Него было сильное душевное противление. Его душа не была в согласии с волей Божьей. Поэтому Писание говорит о том, что Он смирил Себя. Делать что-то не потому, что хочется, а потому, что на это есть воля Божья. Другими словами, мы делаем то, что угодно Богу, когда оно идет вразрез с тем, чего хочется нам в уме. Смирение – это когда человек смиряет свою волю с волей Бога. И только через смирение возможно послушание. В тот момент, когда человек себя смиряет, он достигает послушания.
Воля Божья не всегда идет в соответствии с планами, которые мы уже для своей жизни обозначили. Но, смиряясь с Его волей, мы входим туда, где Бог уже все приготовил. Естественно, там находится Его слава. Через смирение достигается послушание, а через послушание – слава Божья. Другого пути нет.
— Насколько важно быть послушным, или как непослушание влияет на жизнь христианина, если мы говорим об индивидуальной воле Божьей?
— Когда человек рождается свыше, у него никогда нет в фокусе — послушание Господу. Это связано с тем, что, придя к Богу, у человека столько нужд, которые он хочет, чтобы теперь восполнил Бог, что поднимать вопрос о том, что у Бога есть какое-то дело, просто нет времени. А когда говорится Евангелие, в большей степени делается ударение на то, что «Бог восполнит всякую вашу нужду». Список нужд большой, он пополняется в геометрической прогрессии, и поднимать вопрос послушания пока не возникает потребности. Поэтому люди приходят к пониманию послушания, пройдя достаточно нелегкий путь, меняя порядок ценностей. Это процесс не то, что Богом запланированный, а, скорее, Духу Святому приходится проводить человека через какой-то путь, где он сам себе же постоянно ставит палки в колеса. И Дух Святой, используя любую ситуацию, помогает человеку сделать переоценку ценностей. Миссия Духа Святого – вести нас в славу, потому что Иисус придет за Своею славною Церковью. Дух Святой Сам и выставляет тот порядок ценностей, когда рожденный свыше, спустя какое-то время, начинает понимать, что принять Дух Божий в свой дух, и при этом не жить в Его плане, — это глупость, которая имеет место у духовно незрелых людей. По мере своего созревания каждый человек понимает, что приготовленное Богом намного лучше того, что он сам себе придумал. Но это тоже приходит со временем. И у всех это по-разному. Поэтому все приходят к пониманию важности послушания. Но приходят также и к пониманию последствий непослушания. Непослушание в Библии представлено, как базовый грех. А если сказать точнее, то непослушание – это то, на чем строит сатана. Тогда возникает вопрос: на чем строит Бог? На послушании. Если еще точнее сказать, то сатана строит на послушании ему, а Бог – на послушании Ему. Если вы непослушны Богу, что вы послушны кому-то другому, то есть, сатане. Чтобы быть непослушным сатане, нужно быть послушным Богу. Это даже логично.
— Как быть послушным Господу?
— На сегодняшний день есть два источника, откуда мы можем знать волю Божью. Первый — это записанная воля Божья, представленная в обетованиях. Второй – Сам Дух Святой, Который «наставляет нас на всякую истину». По мере того, как человек духовно растет, он узнает волю Божью непосредственно из записанного Слова Божьего. Позже, развивая отношения с Духом Божьим, человек получает слово от Духа в свой дух. Потому что реализация Божьих планов в большей степени связана с тем, что человек будет получать именно в духе, так как в Библии не написано, например, «езжай в такой-то город…». Поэтому работа Духа Святого более объемная и имеет широкий спектр. Но Дух Святой всегда действует на основании записанного Слова. Поэтому человек может узнавать волю Божью из записанного Слова, а когда приходит определенная зрелость, он узнает волю Божью из обетований и непосредственно от Духа Святого в своем духе.
— Тогда, как прийти к зрелости?
— Поставить цель – стать зрелым – вы не можете. Такой цели не существует. Зрелость – это результат взаимодействия с Духом Божьим или послушания Ему. По мере стремления человека быть послушным Духу Божьему будет приходить и зрелость. Опять-таки, зрелость – это относительное понятие, потому что время идет и то, что для вас сегодня считалось зрелым, возможно, через месяц станет уже незрелостью. Как я расцениваю зрелость? Это то состояние, когда человек уже достиг четкого различения голоса Божьего и может в какой-то степени своим духом двигаться в направлении этого голоса.
— Как определить, послушен ты или нет Господу? Обозначьте признаки или ориентиры.
— Когда человек послушен Духу Божьему, то его молитвенная комната имеет четкое и ясное направление, которое не бывает стихийным, а даже в какой-то степени предсказуемым. Потому что если Дух Божий ведет в каком-то направлении, Он не ведет из стороны в сторону, но – в реализации последовательных заданий. Поэтому человек, который слышит голос Божий, вполне может для себя иметь четкое представление, что он находится в послушании. Это невозможно обнаружить со стороны и общего принципа, по которому определяется послушен/непослушен, нет. Можно дать оценку по проявлению Духа Святого: «по плодам их узнаете их». Но вопросу послушания нельзя дать оценку, потому что оно определяется вертикалью, то есть, отношениями с Богом. Например, человек может быть послушен Богу, а со стороны какой-то деноминации он выглядит, как непослушный.
— А как здесь по части взаимодействия с духовной властью или горизонталью?
— Дух Святой не есть Дух беспорядка. Поэтому, занимая позицию вертикали отношения с Господом, Дух Святой всегда сохраняет позицию и горизонтали отношения между людьми. И последняя становится еще более четкой и прозрачной. Поэтому, когда я говорю о позиции вертикали, я ни в коем случае не отменяю горизонталь, а верю, что в таком случае позиция горизонтали у человека становится более мудрой и полной плодов Духа Святого.
— Если христианин делает хорошие дела для Царства Божьего, разве он может быть непослушен Господу? Почему?
— А кто определяет, что это хорошие дела? Молиться за исцеление людей – это хорошие дела? Да. А Иисус сказал: «…Я вас никогда не знал». То есть, сами по себе хорошие дела – это не показатель воли Божьей. А показатель воли Божьей – это когда человек делает то, что Бог сказал ему делать. Это истинно хорошие дела. Есть хорошие дела, которые исходят из человеческих благих намерений, а есть хорошие дела, которые исходят из намерений Духа Святого. В период духовного младенчества делать любые хорошие дела – допустимо. А если всю жизнь так – это приведет к проблеме в конечном итоге.
— Какая молитвенная жизнь должна быть у желающего быть послушным Господу христианина в контексте исполнения индивидуальной воли Божьей?
— Систематизированная. То есть, должен быть четкий ясный порядок: что и за чем идет в молитве, какие обетования используются. У человека должна быть определенная молитвенная система, которая не накладывает ограничения на Дух Божий, а помогает следовать за Ним, не заполняя молитву всем подряд.
— В Библии написано, что воля Божья «благая, угодная и совершенная». Неоднократно от проповедников можно услышать, что это место покоя, полный шалом. Из ваших наблюдений и общения с людьми, поделитесь, все ли спешат согласиться с Богом и стать проводниками Его воли и почему?
— Люди не спешат исполнить волю Божью не потому, что не хотят, а потому что, как мы говорили вначале, они пришли со своими нуждами к Богу, но не знают, что приготовил Бог. Отсутствие на сегодняшний день большого количества людей, которые являют волю Божью, приводит к тому, что люди, даже рожденные свыше, пока не стремятся туда, потому что не видят, какая она может быть. Что-то из Писания знают, но повседневные потребности перевешивают то, что записано в Писании. Уточню. Например, в Библии написано, что Бог восполнит всякую нужду, но человек не ищет, как это сделает Бог. Почему? Потому что он пока что, глядя в церкви на других, не видит, чтобы где-то у кого-то этот стих исполнился. Поэтому пока он ждет, как и все остальные, реализует это обетование сам. Как правило, своими умом, способностями и силами. Поэтому проблема не в том, что люди не хотят, а в том, что нет достаточно яркого контраста и четкого описания того, как достичь этого контраста. А когда есть невежество, то каждый экспериментирует, как понимает.
— А что с этим делать?
— Считаю, что придумывать ничего не нужно, каждому просто нужно реализовать свою миссию от Бога. И, кстати, моя миссия связана с тем, чтобы помочь убрать невежество в вышеупомянутом вопросе. Научить, как этого достигать. Причем научить системно так, чтобы даже тот, кто может еще не имеет каких-то базовых откровений, мог, применяя, получать результат.
— Что посоветуете тому, кто хочет исполнить волю Божью, но не знает, как быть послушным Господу или только покаялся и еще в процессе обновления ума?
— Начать с качественной молитвенной комнаты. В первую очередь, научиться систематизировано и постоянно молиться об индивидуальной воле Божьей, о своем предназначении. Заполнить молитвенную комнату качественной молитвой. Это хороший базис.
— Если Дух Божий ведет к исполнению воли Божьей в жизни человека, то, может, человеку проще отложить молитву о нуждах и молиться только о призвании?
— Такого подхода в Библии я не нахожу. Там написано: трудись своими руками, чтобы было из чего уделять. И «всему свое время». А крайности создавать не нужно. Если человек молится о своем призвании, параллельно ему нужно уже учиться практиковать многие вещи, с которыми он, войдя в призвание, будет эффективно действовать. Например, если он не научится принимать финансовый урожай от Бога, то, войдя в призвание, у него будет много проблем. Если он не научится эффективно применять обетования Божьи в какой-либо сфере, то в призвании у него будет много проблем. Поэтому многому нужно научиться до входа в призвание, чтобы потом не наломать дров.
— Спасибо за беседу.
Пресс-центр «Миссии Олега Ремеза».